О мерах по борьбе с коррупцией в г .Жодино
Коррупция, общественно опасные деяния должностных лиц, совершаемых по службе посредством использования или ненадлежащего исполнения предоставленных им служебных полномочий, подрывают принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, угрожают моральным устоям общества.
Коррупционным проявлениям в той или иной степени подвержены все сферы деятельности нашего общества и государства. Однако особую озабоченность вызывают факты совершения коррупционных правонарушений (преступлений) и создание условий для коррупции должностными лицами государственных органов и государственных организаций.
В текущем году правоохранительными органами в г. Жодино выявлено 8 коррупционных преступлений, которые квалифицированы по статьям УК РБ:
Хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК);
К уголовной ответственности по ч. 4 ст. 210 УК за хищение свыше 43 000 рублей привлечена главный бухгалтер филиала "Жодинский хлебозавод" ОАО "Борисовхлебпром" (приговор не вступил в законную силу). Принятыми мерами обеспечено возмещение причиненного вреда.
Зарегистрировано 6 фактов взяточничества (получение взятки ст.430 УК РБ). Расследуется уголовное дело в отношении руководителя структурного подразделения одного из крупных городских предприятий, неоднократно получавшего вознаграждения за решение вопросов о поставке расходных материалов на предприятие по завышенным ценам. Обвиняемый вину в совершении преступлений признал в полном объеме.
Не остались без внимания и лица, дающие взятку (дача взятки (ст. 431 УКРБ), к уголовной ответственности привлечен житель г. Борисова, который передавал денежные средства руководителю станции техобслуживания.
Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (чч. 2 и 3 ст. 426 УК);
В последнее время участились случаи совершения нехарактерных для города преступлений, относящихся к коррупционным. Так, к длительному сроку лишения свободы приговорен бывший директор филиала "Автопарк №18" ОАО "Миноблавтотранс" Чайкун И.В. за совершенное преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 426 УК, выразившееся в избиении подчиненного работника.
В настоящее время аналогичное уголовное дело расследуется в отношении руководителя ОАО «Жодинский городской рынок». Проводится проверка в отношении бригадира одного из рабочих подразделений ОАО «БЕЛАЗ».
На территории г.Жодино имели место нарушения коррупционного законодательства со стороны государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним последующим направлениям служебной деятельности:
Наиболее распространенным явилось нарушение антикоррупционного законодательства при осуществлении процедуры закупок товаров (работ, услуг),
В 2018 году по факту рационального и целевого использования денежных средств, выделенных из бюджета, сотрудниками ОБЭП КМ Жодинского ГОВД совместно с сотрудниками УБЭП КМ УВД Миноблисполкома проведена проверка по факту превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц горисполкома, отдела по образованию, спорту и туризму, а также руководства некоторых учреждений образования, что привело к нарушению действующего законодательства в части осуществления капитального ремонта кровли ГУО «Детский сад – средняя школа № 1 г. Жодино им. П.И.Куприянова» и ГУО «Средняя школа № 2 г. Жодино». Виновные привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
В 2020 году нарушения антикоррупционного законодательства при осуществлении процедуры закупок товаров (работ, услуг), Директивы Президента Республики Беларусь от 04.03.2019№ 7, при реализации Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда на 2016-2020 годы, и условий, им способствующих», должностными лицами ГУП «ОЖКХ», виновные привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
Нарушения ограничений для государственного должностного лица, установленные статьей 17 Закона.
Выявлены, в организациях: ОАО «Жодинский городской Рынок», должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, КУП «ЖилТеплоСервис», должностное лицо уволено с занимаемой должности.
Начисление премий: уголовные дела по ч.1, ч.2, ст. 210 УК Республики Беларусь в отношении должностного лица ГУП « Жодинский комбинат общественного питания», которая используя служебные полномочия, совершила хищение денежных средств, незаконно издавая приказы о премировании, причинив тем самым ГУП «Жодинский комбинат общественного питания» имущественный вред.
Уголовное дело по ч.З, ст. 210 УК Республики Беларусь в отношении должностного лица ГУ «Жодинская ветеринарная станция», являясь должностным лицом, по исполнению организационно-распорядительных и административно-обязанностей, которое, в силу занимаемой должности, в нарушение п. 7.10 контракта злоупотребляя своими служебными полномочиями, в течении длительного периода времени, издавая приказы о выплате премий, незаконно получила вознаграждение, тем самым совершила хищение их средств, причинив учреждению имущественный ущерб, данное нарушение характерно для должностного лица ОАО «Жодинский городской рынок».
Командировочные расходы:
Данное нарушение характерны в основном для крупных организаций таких как ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга « БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», ОАО» КЗТШ», ОАО «Свiтанак» г.Жодино, более 30 лиц привлекалось за последние два года к административной ответственности.
Использование служебного транспорта не по назначению:
Согласно информации, поступившей в горисполком из органов осуществляющих борьбу с коррупцией за последние годы за нарушения данной категории к административной ответственности было привлечено шесть должностных лиц, некоторые из них по нескольку раз за аналогичные правонарушения.
Отсутствие на рабочем месте с утверждением табелей работы должностное лицо КУП «УКС» г.Жодино
Недостоверное предоставление информации о доходах:
по результатам проверки полноты и достоверности указанных в декларации о доходах и имуществе сведениях имеют место факты неполноты сведений о доходах и имуществе. Данный факт нарушения относится к категории правонарушений создающих условия для коррупции, за нарушение которого должностные лица могут привлекаться как дисциплинарной, так и к административной ответственности.
Например: недостоверные сведения при заполнения декларации о доходах и имуществе были выявлены в организациях: ГУП «Жодинский комбинат общественного питания», у близких родственников начальника управления по архитектуре, строительству, землеустройству и жилищно-коммунальному хозяйству, в отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи горисполкома, в результате отсутствия контроля со стороны руководителей за своевременным предоставлением сведений о доходах: на основании постановления прокуратуры г. Жодино о возбуждении дисциплинарного производства в отношении должностных лиц отдела по образованию, спорту и туризму горисполкома к дисциплинарной ответственности привлечены четырнадцать руководителей отдела по образованию, спорту и туризму горисполкома.
Конфликт интересов – это ситуация, когда должностное лицо в случае исполнения в будущем определенных служебных обязанностей может оказаться под влиянием личных интересов, что приведет к возникновению реального конфликта интересов. Данные нарушения законодательства возникали в филиале "Автопарк №18" ОАО "Миноблавтотранс" и ГУ «Жодинская ветеринарная станция».
За указанные нарушения коррупционного законодательства предусмотренного УК РБ, КоАП РБ и иными правовыми актами предусмотрена ответственность должностных лиц и лиц, допустивших подобные нарушения:
В частности Трудовом кодексом Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-з, в соответствии со статьей 47 Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях:
п.(5-1) нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения;
Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
п.6. Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по следующим основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (далее - дискредитирующие обстоятельства):
п.6.15. нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», статья 40. Основания для прекращения государственной службы
1.4. несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
1.7. нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;
1.9. грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе.
В сфере противодействия коррупции большое значение имеет ее профилактика.
Борьбу с коррупцией осуществляют госорганы и иные организации посредством комплексного применения мер, предусмотренных ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией. Меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах госуправления и иных госорганизациях, подчиненных Правительству; в областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном постановлением N 1732.
Основными направлениями в деятельности комиссии являются предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции).
Основным методом противодействия коррупционным проявлениям, который обеспечивает высокую эффективность профилактики коррупционных проявлений в деятельности горисполкома и организаций города, является оценка и минимизация возникающих коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации.
Превентивный потенциал таких комиссий целесообразно использовать:
для выявления специфических для госоргана (организации) обстоятельств трудовой деятельности, не препятствующих коррупции либо создающих для нее благоприятные условия;
дополнительного контроля процедур, связанных с распоряжением средствами и имуществом госоргана (организации);
воздействия на специфические (внутренние) причины и условия коррупции посредством участия в разработке внутренних актов организации.
С этой целью организована работа по информационному обеспечению населения материалами, направленными на профилактику коррупционных правонарушений, в средствах массовой информации и на сайтах горисполкома, правоохранительных органов имеются номера телефонов, по которым граждане могут в любое время информировать правоохранительные и местные исполнительные и распорядительные органы о коррупционных проявлениях, ежегодно проводятся единые дни информирования в трудовых коллективах и на производстве по тематике профилактики коррупционных правонарушений и преступлений.
В газете «Жодзінскія навіны» под специальными рубриками «Коррупция», «В Комитете госконтроля», «Прокуратура», «Правовой ликбез» и др. печатаются материалы о выявленных нарушениях коррупционного законодательства, способах и методах борьбы с коррупцией и их последствиях, для участников процесса, с целью выработки у населения неприятия к коррупции во всех ее проявлениях.