Russian Belarusian English

Правовая ответственность родителей за жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также последствия противоправных поступков, совершаемых детьми и подростками

Семья – социальный институт. Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989), ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в 1990 году. Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право на особую заботу и помощь. В соответствии с Конвенцией родители должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создать в семье условия для их личностного и гражданского становления, для их свободной и творческой жизни. Конвенция предостерегает родителей от авторитарного обращения с ребенком. В целом в Конвенции раскрываются положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей, о воспитании детей в семье.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570 – XII «О правах ребенка» правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют:

Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция),

международные договоры Республики Беларусь,

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570 – XII «О правах ребенка»,

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18),

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС),

Гражданский кодекс Республики Беларусь,

Кодекс Республики Беларусь об образовании,

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП),

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК)

и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.

Таким образом, в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен ряд обязанностей, которые родители должны выполнять в отношении своих детей.

Так, обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в части 3 статьи 32 Конституции.

Справочно.

Согласно статье 32 Конституции детство находится под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в КоБС.

Так, согласно статье 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 73 КоБС защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возложена на их родителей.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Статья 75 КоБС гласит, что родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Частями 1 и 2 статьи 76 КоБС установлено равенство прав и обязанностей обоих родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях.

Статья 77 КоБС регулирует участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Статьей 67 КоБС и пунктом 1 Декрета № 18 определены случаи ненадлежащего воспитания и содержания детей, нахождения детей в социально опасном положении, признания ребенка нуждающимся в государственной защите.

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, образования, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

- ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

В настоящее время в Республике Беларусь за совершение противоправных поступков предусмотрены два вида ответственности: административная и уголовная

Административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за совершение определенных правонарушений – с 14-летнего возраста.

Согласно части 1 статьи 4.2 КоАП физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

  • умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
  • оскорбление (статья 10.2);
  • мелкое хищение (статья 11.1);
  • умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
  • жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
  • мелкое хулиганство (статья 19.1).

Ответственность за совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность, несут его законные представители (родители или лица, их заменяющие) по части 1 статьи 10.3 КоАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей».

В 2020 году к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей привлечено 399 родителей, в текущем году – 65. Указанная статистика не показывает реальное положение, в части совершения подростками деяний до достижения возраста привлечения к ответственности.

При неустановлении причинно-следственной связи между совершением подростком противоправного деяния и невыполнением родителями (законными представителями) в отношении родителей подготовка административного дела к рассмотрению заканчивается вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

В 2020 году 252 несовершеннолетних участвовали в совершении деяний, по которым уголовные дела не возбуждались либо были прекращены в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности. В текущем году – 11.

Далеко не в каждом случае родители указанных подростков привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП (2003 г.) и 10.3 КоАП (2021 г.).

Совершение несовершеннолетними противоправного деяния и их последствия определены в Законе Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200 – З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) и ему подведомственных нормативных актах.

Так, статьей 5 Закона определены категории несовершеннолетних, в отношении которых органами, учреждениями и иными организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводится индивидуальная профилактическая работа:

безнадзорные;

беспризорные;

занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

содержащиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;

потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;

привлеченные к административной ответственности;

совершившие деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;

в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;

подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;

освобожденные от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;

осужденные с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденные от наказания;

осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера;

осужденные с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;

освобожденные из воспитательных колоний, арестных домов;

содержащиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;

вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Кроме этого в статье 5 Закона указано, что органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.

Статьи 6 и 7 Закона регламентируют основания и сроки проведения и прекращения индивидуальной профилактической работы.

Следует отметить, что в 2021 году криминогенная обстановка в подростковой среде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года характеризовалось снижением количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии
(- 49,1 %; с 53 до 27).

Увеличение подростковой преступности зарегистрировано в 5 регионах области: Клецком и Столбцовском (с 0 до 1 в каждом), Жодинском (+ 100,0 %; с 1 до 2), Дзержинском (с 0 до 2) и Молодечненском (+ 400,0 %; с 1 до 5).

В текущем году не зарегистрировано фактов совершения подростками уголовно наказуемых деяний, относящихся к категории особо тяжких (0 – 0).

Не допущен рост числа уголовно наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, относящихся к категории не представляющих большой общественной опасности (2 – 2).

При этом зарегистрировано снижение числа уголовно наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, относящихся к категории менее тяжких (- 54,0 %; с 50 до 23), совершенных группой (- 72,7 %; с 33 до 9).

Вместе с тем зарегистрирован рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, относящихся к категории тяжких (+ 100,0 %; с 1 до 2).

В 2021 году в сельской местности зарегистрировано на 45,5 % больше преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, чем в районных городах и поселках городского типа.

В текущем году возросло количество преступлений, связанных с:

умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (+ 100,0 %; с 1 до 2), в том числе на территории г. Жодино и Дзержинского района (с 0 до 1 в каждом регионе);

управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачей управления транспортным средством такому лицу лицо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (с 0 до 1), в том числе на территории Минского района (с 0 до 1);

осквернением сооружений и порчей имущества (с 0 до 1),
в том числе на территории Пуховичского района (с 0 до 1);

заведомо ложным доносом (с 0 до 1), в том числе на территории Солигорского района (с 0 до 1).

При этом не допущен рост преступлений, связанных с:

умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения (1 – 1), вместе с тем на территории Пуховичского района допущен рост указанного вида преступления (0 – 1);

хищением путем использования компьютерной техники
(3 – 3), вместе с тем на территории Жодинского (с 0 до 1) и Молодечненского (с 0 до 2) регионов допущен рост указанного вида преступлений.

В текущем году не зарегистрированы грабежи, преступления, связанные с умышленным причинением легкого телесного повреждения, причинением тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и уклонением от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Зарегистрировано снижение количества:

краж (- 53,6 %; с 28 до 13), вместе с тем зарегистрирован рост на территории Молодечненского (с 0 до 2), Борисовского, Дзержинского, Клецкого, Мядельского и Столбцовского (с 0 до 1, в каждом) районов;

уголовно наказуемых хулиганств (- 55,6 %; с 9 до 4), вместе с тем зарегистрирован рост на территории Копыльского и Молодечненского районов (с 0 до 1, в каждом);

угонов транспортных средств (- 66,7 %; с 3 до 1), вместе с тем зарегистрирован рост на территории Минского района (с 0 до 1).

В анализируемый период текущего года подростками в среду и пятницу совершено по 3 преступления, во вторник и четверг – по 4, в воскресенье – 6 и в субботу – 7.

37,0 % преступлений (10) совершены подростками в ночное время с 22:00 до 06:00 и 8 либо 29,6 % – с 18:00 по 22:00, что указывает на отсутствие должного контроля со стороны родителей либо законных представителей за несовершеннолетними.

Справочно: в 2021 году результативность по выявлению фактов совершения родителями либо законными представителями административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.13 КоАП (2003 г.), увеличилась на 46,5 % (с 43 до 63).

По-прежнему самыми распространенными уголовно наказуемыми деяниями продолжают оставаться кражи (48,1 %), при этом доля таких деяний в структуре подростковой преступности в сельской местности
(10 или 76,9 %) выше, чем в городе (3 либо 23,1 %).

Справочно: в 2021 году результативность по выявлению фактов совершения несовершеннолетними административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.5 КоАП (2003 г.), уменьшилась на 63,9 % (с 36 до 13).

Следует отметить, что 13 преступлений рассматриваемой категории (кража) совершены 11 подростками (2020 – 13; - 15,4 %), 1 из которых на момент совершения преступления являлся неработающим и неучащимся, 4 – учащимися среднего учебного заведения,
6
профессионально-технического учебного заведения, 4 – с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа
и 3 – признанными находящимися в социально опасном положении.

Основными предметами посягательства рассматриваемого вида преступления являются: автомобильные запчасти, аккумуляторы (4), мобильные телефоны (3), деньги (2), топливо (2), строительные предметы (1) и иное имущество (6).

В пятницу подростками совершено 1 преступление, предусмотренное статьей 205 Уголовный кодексом Республики Беларусь, в среду, четверг и воскресеньепо 2, в каждый указанный день, во вторник и субботупо 3.

46,2 % краж (6) совершены подростками в ночное время с 22:00 до 06:00 и 3 либо 23,1 % – с 18:00 по 22:00.

В 2021 году установлено 30 (2020 – 41, - 26,8 %) несовершеннолетних, виновных в совершении преступлений, из их числа:

6 либо 20,0 % (2020 – 8 либо 19,5 %; зарегистрировано снижение на 25,0 %) на момент совершения уголовно наказуемых деяний не работали и не учились (Минский и Пуховичский (по 2 в каждом), Дзержинский и Жодинский (по 1 в каждом) регионы;

2 либо 6,7 % (2020 – 11 либо 26,8 %; зарегистрировано снижение на 81,8 %) находились в состоянии алкогольного опьянения (Жодинский и Минский регионы (по 1 в каждом).

Справочно: на 20,9 % (с 62 до 49) снизилась результативность по выявлению административного правонарушения, совершенного несовершеннолетними и предусмотренного статьей 17.3 КоАП (2003 г.);

10 либо 33,3 % (2020 – 20 либо 48,8 %; зарегистрировано снижение на 50,0 %) совершили преступления в группе (Молодечненский и Пуховичский (по 3 в каждом), Копыльский и Солигорский
(по 2 в каждом) районы);

8 либо 26,7 % (2020 – 16 либо 39,1 %; зарегистрировано снижение
на 50,0 %
), с которыми инспекциями по делам несовершеннолетних проводилась индивидуальная профилактическая работа (Солигорский (2), Клецкий, Копыльский, Минский, Молодечненский, Мядельский и Столбцовский (по 1 в каждом) районы;

6 либо 20,0 % (2020 – 4 либо 9,8 %; зарегистрирован рост на 50,0 %), которые признаны находящимися в социально опасном положении (Дзержинский, Клецкий, Копыльский, Минский, Молодечненский и Столбцовский (по 1 в каждом) районы;

1 либо 3,3 % (2020 – 6 либо 14,6 %; зарегистрировано снижение на 83,3 %) имел судимость (Столбцовский район (1).

Рост количества несовершеннолетних лиц, виновных в совершении преступлений, зарегистрирован в 8 регионах области: Молодечненском (+ 500,0 %; с 1 до 6), Пуховичском (+ 100,0 %; с 2 до 4), Мядельском и Копыльском (+ 100,0 %; с 1 до 2 в каждом), Дзержинском и Жодинском (с 0 до 2 в каждом), Клецком и Столбцовском (с 0 до 1 в каждом).

В текущем году зарегистрировано снижение:

на 25,0 % (с 32 до 24) количества учащихся учебных заведений, совершивших преступления, в том числе:

на 26,7 % (с 15 до 11) – учащихся средних учебных заведений;

на 23,5 % (с 17 до 13) – учащихся профессионально-технических учебных заведений.

В 2021 году зарегистрировано снижение на 21,7 % (с 189 до 148) количества несовершеннолетних лиц, пострадавших от совершения преступлений.

Большинство (68,2 %) несовершеннолетних признаны потерпевшими в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь
(2020 – 150 / 2021 – 101; - 32,7 %).

Без учета вышеуказанной категории, зарегистрирован рост на 20,5 % (с 39 до 47) количества пострадавших несовершеннолетних.

При этом в текущем году возросло число несовершеннолетних, признанных потерпевшими в результате совершения в отношении их:

преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы (+ 47,4 %; с 19 до 28), в том числе на территории Пуховичского (с 0 до 13), Борисовского (с 3 до 4), Стародорожского (с 1 до 3), Солигорском (с 0 до 2), Логойского, Мядельского и Смолевичского
(с 0 до 1 с каждом) районах. Темп прироста увеличился на 14,1 %;

истязаний (с 0 до 1), в том числе на территории Березинского района;

вымогательства (с 0 до 1), в том числе на территории Солигорского района.

Наряду с этим снижено количество несовершеннолетних, признанных потерпевшими в результате совершения в отношении их преступлений, связанных с причинением им менее тяжких телесных повреждений (с 2 до 1), и хулиганств (с 3 до 2).

По состоянию на 01.03.2021 с 1 437 несовершеннолетними
(2020 – 1 678, - 14,4 %) сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних РУ-ГО-РОВД области проводилась индивидуальная профилактическая работа.

За анализируемый период взято на контроль 189 (2020 – 229,
- 17,5 %) подростков, снято с контроля 266 (2020 – 306, - 13,1 %), из которых 89 (2020 – 111, - 19,8 %) – в связи с достижением 18-летнего возраста.

Уменьшилось на 60,7 % (с 28 до 11) количество несовершеннолетних, участвовавших в совершении деяний, по которым уголовные дела не возбуждались либо были прекращены в связи с не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности. При этом на 11,8 % увеличилось количество совершенных ими деяний (с 17 до 19).

Рост указанной категории несовершеннолетних зарегистрирован на территории Борисовского, Воложинского, Жодинского, Копыльского, Любанском и Столбцовского регионов.

Справочно: В 2021 году на 30,0 % (с 50 до 65) увеличены результаты по привлечению родителей (законных представителей) к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП (2003 г.).

В 2021 году на территории области зарегистрировано 3 факта гибели несовершеннолетних от внешних причин:

2 – несчастный случай (Пуховичский и Стародорожский районы);

1 – суицид (Несвижский район).

Указанный показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года остался без изменений.

В преддверии проведения летней оздоровительной кампании необходимо обратить внимание на занятость несовершеннолетних в июне – августе.

Практика прошлых лет показала, что незанятость подростков влечет совершение ими и в отношении преступлений.

Так, например, в летний период 2020 года зарегистрировано 52 преступления, совершенные 51 несовершеннолетним или при их соучастии. Из общего количества зарегистрированных преступлений преобладают кражи (33 либо 63,5 %) и уголовно наказуемые хулиганства (8 либо 15,4 %).

Самое трагичное, с начала оздоровительной кампании прошлого года на территории области погибло 15 детей, 5 из них в результате дорожно-транспортных происшествий (Борисовский, Любанский и Минский районы), 8 – несчастного случая (г. Жодино, Борисовский Вилейский, Воложинский, Пуховичский, Смолевичский и Столбцовский районы) и 2 в результате суицида (Любанский и Солигорский районы).

В связи с этим, сотрудниками милиции совместно с заинтересованными на постоянной основе проводятся профилактические беседы с подростками и их законными представителями по правилам безопасности в различных условиях, в том числе на воде, на дороге, на железной дороге, с незнакомыми людьми и т.д.

Контакты

Телефон доверия экстренной психологической помощи:
8 044 544-01-22

Телефон «Горячей линии» УЗ «Жодинская ЦГБ»:
8 01775 6-73-96
(по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00)

Телефон «Горячей линии» главного управления по здравоохранению Миноблисполкома:
8 017 517-20-25
(по рабочим дням с 08.30 до 13.00 с 14.00 до 17.30)

"Телефон доверия по вопросам коррупционных правонарушений" главного управления по здравоохранению Миноблисполкома
8 017 517-53-30

Телефон "Прямой
телефонной линии":
8 01775 6-61-10

«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
ПО ВОПРОСАМ КОРРУПЦИИ»
для приема анонимных обращениях
об имеющихся случаях
коррупционных правонарушениях со стороны медицинских работников
в УЗ «Жодинская ЦГБ»
8 01775 4-70-37

О платных медицинских услугах:
8 (01775) 4-45-78

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«ЖОДИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА»

222164, Минская область, г. Жодино, пр. Венисье, 1

Телефон «Горячей линии» УЗ «Жодинская ЦГБ»:
8 01775 6-73-96
(по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00)

Телефон приемной главного врача:
8 (01775) 67084

Запись на платные услуги:
8 (01775) 4-45-78

Телефон доверия экстренной психологической помощи:
8 (01775) 64102 с 13-00 до 15-00